В связи с продовольственным импортозамещением российская пищевая промышленность находится в условиях формирования новых стратегий развития рынка. При этом основополагающая роль в создании рыночного предложения остается за потребителями. Ученые Тимирязевской академии изучили тенденции покупательского поведения в отношении продуктов питания растительного и животного происхождения и отразили результаты в научной статье, прошедшей индексацию в базе данных Scopus.
30 Июль / 2024С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-51272-8_22
Маркетинговое исследование проводилось в крупных городах России – Москве и Краснодаре. Участвовали в нем как женщины, так и мужчины разных возрастов.
В ходе опроса большая часть молодежи отметила, что существенным критерием при выборе продуктов являются быстрота создания блюд и употребления пищи. Приготовление еды молодые люди назвали рутинным процессом, который отнимает много времени. По их мнению, еда должна быть дешевой и простой в готовке, а сам процесс приема пищи формальной необходимостью удовлетворения чувства голода.
Для респондентов старшего поколения значимым аспектом является качество выбранных продуктов и их польза для здоровья. Однако тренд сокращения времени на приготовление пищи и упрощение самих блюд они также приветствовали.
- Для 55% респондентов важным критерием являлось время, которые они потратят на приготовление блюда, что характеризует современные трансформации в отношении формирования модели покупательских предпочтений городских домохозяйств, - добавила доцент кафедры экономики Татьяна Игоревна Ашмарина.
Существенные трансформации в выборе продуктов питания более характерны для выбора мяса и мясных изделий, где в настоящий момент основой выбора потребителей в качестве продукта «повседневной кухни» отдается предпочтение полуфабрикатам. Покупатель отдает предпочтение известным брендам, так как он внушает доверие к безопасности продукта и предоставляет разнообразие ассортимента. В целом респонденты отметили высокое качество мясных полуфабрикатов на российском рынке.
- Людей с высшим образованием и наличием ученой степени волновали хорошие условия выращивания животных на фермах, а также информирование о том, используется ли на производстве стимуляторы и гормоны роста. Значимым отметили и качество откорма животных. Около 4% опрошенных хотели бы иметь возможность наблюдать за процессом выращивания животных онлайн или во время экскурсии, - рассказала доцент кафедры организации производства Татьяна Владимировна Бирюкова.
Овощи потребители выбирают по внешнему виду и свежести продукта, их интересует размер, чистота и целостность товара. При этом большинство опрошенных покупают овощи в магазине «впрок», а решение о приготовлении блюда принимают день в день. По их мнению, важной является самостоятельная оценка каждого овоща, а также возможность выбора необходимого количества продукта.
При выборе продуктов питания респонденты отмечают возрастающую в последние годы значимость такого фактора, как цена. Все чаще покупатели обращают внимание на наличие акций, однако большая часть их них по-прежнему не закупает «впрок» акционные продукты.
В состав авторского коллектива входят ученые Института экономики и управления АПК Т.В. Бирюкова, Т.И. Ашмарина, Н.А. Ягудаева, Н.В. Сергеева, Е.В. Энкина.