Климент Аркадьевич. Тимирязев, будучи признанным фотопейзажистом-любителем, работая с растительными объектами или выполняя ландшафтные съемки гор, неба или моря, много внимания уделял светопередаче. Неудивительно, что его любимые художники – прежде всего пейзажисты: У. Тернер, В.Д. Поленов, А.М. Васнецов., И.И. Шишкин. Но особо выделял Климент Тимирязевк Исаака Левитана, называя его "Пушкиным русского пейзажа". В день 164-летия одного из самых знаменитых отечественных пейзажистов рассказываем о его дружбе с не менее знаменитым ученым-естествоиспытателем.
30 Август / 2024Исаака Ильича Левитана и Климента Аркадьевича Тимирязева познакомил на своей лекции в Императорском Московском университете великий физик Петр Николаевич Лебедев (чьё имя носит, например, Институт физики РАН). Он показывал с помощью проекционного фонаря диапозитивы своих снимков Левитану. Но, зная давнее желание своего близкого друга К.А. Тимирязева познакомиться с художником, Петр Лебедев специально пригласил и его.
К. Тимирязев сразу же пригласил художника в гости. И. Левитан пришёл в восторг от фотографических работ профессора, и особенно ему понравилась одна, снятая Климентом Тимирязевым в 1895 во время отдыха в курортном местечке Меррикюль, около Нарвы (сегодня это Эстония) – «Закат на Финском заливе» (как истинный петербуржец, Тимирязев любил Балтийское море). Услышав множество комплиментов и восторженных слов от великого пейзажиста, Тимирязев и его домашние стали с тех пор называть эту фотографию "Левитановским морем".
Исаак Левитан часто бывал в гостях у учёного. Иногда Климент Тимирязев приглашал художника к себе в университет на кафедру анатомии и физиологии растений и показывал диапозитивы своих работ.
К. Тимирязев посещал и Дом-мастерскую художника в Большом Трехсвятительском переулке. В одном из писем Клименту Аркадьевичу И. Левитан писал: "Приношу Вам мою глубокую благодарность за брошюру Вашу, которую прочел с большим интересом. Есть положения удивительно глубокие в ней. Ваша мысль, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, абсолютна верна, и будущность фотографии в этом смысле громадна. Еще раз благодарю Вас. Пользуюсь случаем заверить Вас в моем глубочайшем уважении".
После раннего ухода из жизни Левитана (ему было всего 40 лет) на память остался снимок, сделанный, вероятно, у К.А. Тимирязева дома: художник сидит в кресле, которое по сей день украшает интерьер профессорской квартиры. Не исключено, что в роли фотографа выступил сам учёный. В фондах Мемориального музея-квартиры К.А. Тимирязева есть и графический портрет И.И. Левитана, выполненный художником С.В. Щербаковым по этой самой фотографии.