«Вкусные» занятия в профильном классе

28 марта старшие преподаватели института зоотехнии и биологии Олесюк Анна Петровна и Сергеенкова Надежда Алексеевна в рамках программы подготовки школьников профильных классов провели занятия в биологическом классе школы № 9 г.о. Лобня на темы «Биологические и биохимические свойства меда» и «Всё о сыре. Органолептическая оценка качества сыров».

28 Март / 2023

На первом уроке школьники узнали много интересного о том, что мёд бывает цветочный, падевый и смешанный. Ребята изучили химический состав мёда; его разные оттенки: от светло-желтого до бурого, свидетельствующие о принадлежности нектара к виду растения; какие примеси могут содержаться в пчелином продукте, а также чем отличается зрелый мёд от незрелого. Школьникам рассказали, что зрелый мёд пчёлы запечатывают в ячейках специальными восковыми крышечками и он долго хранится, незапечатанный мёд имеет повышенную влажность и содержит много нерасщеплённой сахарозы, что ухудшает его качество. На свойство мёда кристаллизироваться и на скорость кристаллизации влияет, прежде всего, соотношение глюкозы и фруктозы, а также большое воздействие оказывает температурный фактор. Ребятам было предложено провести органолептическую оценку трёх различных образцов мёда: совместно с Надеждой Алексеевной школьники изучали качество продукта по цвету, аромату, вязкости, консистенции. Также проводили биохимическую оценку продукта на добавление воды, сахара, крахмала, определяли активную кислотность и амилазную активность.

В ходе второго урока по сырам Анна Петровна рассказала учащимся некоторые интересные факты о сыре, привела современную товароведную и технологическую классификацию сыров. Школьники были очень удивлены, когда узнали, что для производства 1 кг сыра требуется в среднем 10-12 л молока. Но многие знали, что сыр может быть приготовлен не только из молока. Необычный восточноазиатский сыр тофу готовят из сои. Было акцентировано внимание на видах бактериальных заквасок, плесеней и сырной слизи, участвующих при созревании мягких сыров. Ребята узнали, что такие сыры, как бри и камамбер созревают при участии молочнокислых бактерий и благородной белой плесени (Geotrichum candidum и Penicillium camemberti). Для приготовления французского рокфора и итальянской горгонзолы помимо молочнокислых бактериальных культур требуется необычная голубая плесень (грибы Penicillium roqueforti или Penicillium glaucum). В ходе практической части урока школьники узнали, по каким показателям и шкалам оценивается качество сыра: ребята заполняли дегустационные протоколы исследований и должны были правильно идентифицировать принадлежность каждого из предложенных образцов сыра к той или иной группе.

Занятия прошли очень оживленно, каждому представилась возможность почувствовать себя в роли дегустатора и гурмана!

Профильные биологические классы профессионально ориентируют и готовят старшеклассников по специальностям, необходимым для работы в области животноводства, технологии переработки и оценки качества продукции. В этом отношении профильные биологические классы становятся настоящим полигоном трудового образования школьников, началом формирования их жизненного опыта в учебно-практической, познавательной и исследовательской работе.