Сегодня в системе аграрных и классических вузов четко прослеживается тенденция создания инженерных институтов. О необходимости готовить больше высококвалифицированных инженеров говорил еще три года назад Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по науке и образованию. Обозначенная им задача совершенствования инженерного образования и качества подготовки технических специалистов — в списке приоритетных направлений деятельности руководства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
28 Сентябрь / 2017В связи с этим в Тимирязевской академии рассматривается возможность восстановления и реструктуризации Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина (ИМЭ). Предварительно был проведен анализ административного устройства инженерных кафедр в аграрных и классических вузах России. Восстановление института позволит унифицировать учебные планы и консолидировать инженерные кафедры факультетов технического сервиса в АПК, процессов и машин в агробизнесе, энергетического и технологического факультетов в более мощную, эффективную и управляемую структуру.
Абитуриенты приходят на инженерные направления в Тимирязевскую академию с желанием получить качественное образование. Однако многие из них из-за разброса этих направлений по факультетам затрудняются сделать выбор, не понимая, в чем принципиальное различие учебных программ, и уходят в другие вузы. И как результат — недостаточно высокие проходные баллы на все инженерные направления.
Концепция укрупнения и всестороннего развития инженерной структуры высшего образования — это первая предпосылка возрождения института имени В.П. Горячкина. Вторая — стремление самих сотрудников и преподавателей инженерных факультетов сохранить в составе академии сформировавшиеся за десятилетия педагогические и научные школы, которые носят имена одних из самых авторитетных российских ученых в области механизации, автоматизации и электрификации сельскохозяйственного производства. Третья (одна из самых существенных) — низкие качественные результаты в научно-исследовательской деятельности, выполнении государственных и хоздоговорных проектов, подготовке и участии в конкурсах и грантах, а также недостаточный приток научных кадров.
Все это обуславливает необходимость объединения инженерных факультетов в институтскую структуру с единой централизованной системой управления. В бывшем ИМЭ отсутствовал единый ученый совет, и руководящие органы каждого из факультетов врозь решали свои локальные и общие задачи. В структуре института не были предусмотрены заместители директора, которые координировали бы на кафедрах научную, учебную и воспитательную деятельности.
Предполагается, что факультетская структура в ИМЭ не сохранится. Если учесть, что в настоящее время на энергетическом факультете насчитывается 610 студентов, на факультетах ПРиМА и ТС в АПК — 756 и 780 соответственно, плюс аспиранты, а также передаваемые на факультеты студенты вечернего отделения, то общее число достигнет около 2500 человек.
Ранее факультетов с таким контингентом обучающихся в Тимирязевке не было (и быть не могло!), поскольку стали бы попросту неуправляемыми. Структурными единицами будут кафедры, объединенные по направлениям подготовки. Все это позволит упростить процедуру набора, формировать оптимальные контрольные цифры приема для одного, а не нескольких структурных подразделений.
По поручению Галины Золиной инициативной группой в составе деканов трех факультетов разработана дорожная карта проведения процесса реструктуризации, предусматривающая восстановление в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Института имени В.П. Горячкина к первому января 2018 года.
По словам декана ПРиМА, профессора Виктора Балабанова, ряд мероприятий уже проведен. Например, унифицированы учебные планы по агроинженерии первого и второго курсов всех факультетов, разработан проект типового положения об Институте, выборах директора и ученом совете Института, которые переданы на рассмотрение руководству Тимирязевской академии.
Пресс-служба университета