2-4 декабря на гуманитарно-педагогическом факультете состоялись секционные заседания ежегодной Международной научно-практической конференции, посвященной 155-летию Университета.
07 Декабрь / 2020Конференция была организована в семи секциях, и прошла в дистанционном формате на различных платформах – ZOOM, Skype, Google и др. Для выступления на секциях факультета были поданы более 120 заявок из различных вузов Москвы и Московской области, Волгограда, Калининграда, Санкт-Петербурга, Калуги, Липецка, Новосибирска, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья – Казахстана, Израиля, Вьетнама, Китая и Польши.
Большой интерес вызвала работа секции «Педагогика и психология» под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Кубрушко П.Ф. В работе секции приняли активное участие зарубежные коллеги из Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина, Казахского национального педагогического университета имени Абая, Таразского регионального университета имени М.Х. Дулати (Республика Казахстан), а также представители ряда российских вузов, колледжей и школ, в частности, Балтийского федерального университета имени И. Канта (г. Калининград), Волгоградского государственного аграрного университета, Московского государственного института физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича, Российской таможенной академии, Политехнического колледжа № 8 имени И.Ф. Павлова, Колледжа «Угреша», Школы № 1191, Школы № 1454 «Тимирязевская» и др.
В ходе работы секции были заслушаны 28 докладов по актуальным проблемам педагогики и психологии высшего, среднего профессионального, общего и дополнительного образования. Во многих докладах затрагивались насущные проблемы, связанные с применением цифровых технологий в образовательном процессе и в трудоустройстве выпускников, развитием цифровой компетентности преподавателей, поиском оптимальных способов организации учебного процесса в дистанционном формате (онлайн и офлайн) и др.
Диалог участников конференции носил исключительно конструктивный характер, в лучших традициях научной этики. В вопросах, задаваемых докладчикам участниками конференции, с одной стороны, часто звучала общая озабоченность научно-педагогического сообщества необходимостью оперативной адаптации образовательного процесса к изменяющимся условиям, к новой цифровой реальности, а с другой – выражалась надежда на то, что кризисные явления в современной системе образования послужат источником профессионально-личностного развития всех участников образовательного процесса.
Зарубежные и иногородние докладчики высказали признательность руководству РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева за возможность принять участие в конференции и выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
В работе секции «Отечественная и зарубежная наука в сфере физической культуры и спорта: реальное состояние и конкретные проблемы» приняли участие представители 7 вузов, включающих 12 докторов наук, а также руководители различных спортивных организаций. В докладе и.о. заведующего кафедрой физической культуры, профессора Передельского А.А. были рассмотрены современные научные направления в сфере физической культуры и спорта, которые вызвали активную научную дискуссию и обозначили актуальные и перспективные направления развития студенческого спорта. Участники конференции отметили следующее.
1. Одним из центральных направлений совершенствования физического воспитания студентов является развитие современных видов спорта и внедрение в учебный процесс физкультурно-оздоровительных систем, учитывающих интересы молодежи. При этом студенческий спорт выступают в качестве фундамента для формирования спортивного резерва сборных команд страны.
2. Продолжать работу, направленную на повышение качества эмпирических исследований и написания диссертационных работ преподавателями кафедр физической культуры.
3. Содействовать выбору научных направлений и тем диссертационных работ в области физической культуры и спорта.
В работе секции «Актуальные вопросы философии и интегрированных коммуникаций» помимо ППС кафедр философии и связей с общественностью и речевой коммуникации, активное участие приняли представители ФГБОУ ВО РАНХ и ГС при Президенте РФ. На секции была затронута проблематика двух направлений исследования: философии и интегрированных коммуникаций. Их взаимосвязь продиктована развитием гуманистической традиции мысли ХХ века: подлинная коммуникация возможна только на базе философского образования, позволяющего критически переосмыслить те мировоззренческие установки, которые мешают субъекту встать на позицию Другого и взглянуть на мир с его точки зрения. Подлинная человеческая мысль возможна только через сообщение с другой мыслью, тогда как монологизация мышления через представление об обладании «истиной» зачастую служит лишь оправданием для насильственного приобщения Другого к своей и только своей позиции. Поэтому не случайно, что «философский блог» секции был во многом посвящен проблеме образования и воспитания. В частности, профессор Мамедов А.А. и доцент Григорьев С.Л. отметили тот тревожный факт, что в современной системе университетского образования задача воспитания все больше отходит на второй план. Между тем уже в Древней Греции мыслители учили о том, что воспитание и обучение неразрывным образом взаимосвязаны – правильное воспитание означало правильное обучение. Задача Университета – не просто передать знания и какие-то прикладные умения, но и воспитать в человеке личность со строгой системой моральных ценностей и норм. Блок, посвященный проблемам интегрированных коммуникаций, затрагивал целый ряд вопросов, в том числе геобренда, диалога культур, пандемии коронавируса и др. В целом, было отмечено, что секция прошла на высоком теоретическом уровне, вопросы, затронутые на ней, носят современный характер и подлежат дальнейшей разработке и исследованию.
Значительный интерес представляли и другие секции факультета - «История и политология» под руководством заведующего кафедрой истории, доктора исторических наук Оришева А.Б., на которой обсуждались различные вопросы, связанные с историей России и Тимирязевской академии, «Актуальные вопросы государственного и муниципального управления, аграрного туризма и права», под руководством заведующего кафедрой государственного и муниципального управления, доктора экономических наук, профессора Еремина В.И. и заведующего кафедрой правоведения, кандидата экономических наук, доцента Битковой Л.А., на которой развернулась интересная дискуссия в области аграрного и земельного права, сельского туризма, перспективах его правового регулирования в Российской Федерации (Л.А. Биткова). Была отмечена важность экологического туризма, как фактора развития особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (Евграфова Л.В.), оценка туристской инфраструктуры на примере конкретного региона (Рокотянская В.В.) и др.
На секциях «Актуальные проблемы изучения и преподавания иностранных и русского языков» (руководитель – доцент Зайцев А.А.) и «Актуальные проблемы обучения иностранных студентов» (руководитель –старший преподаватель Цибизова О.В.) были затронуты различные вопросы, связанные с преподаванием иностранных и русского языков, в частности роль иностранного языка в формировании универсальных компетенций студентов в неязыковом вузе (Таканова О.В.), роль и значение профессионально–ориентированных текстов при обучении студентов иностранному языку (Фомина Т.Н.), социокультурная среда университета как фактор привлекательности для иностранных студентов (Артюхова Н.С.) и др.