«Дистанционка» глазами студентов: исследование преподавателя

Дистанционная форма обучения – мера вынужденная, и это неоспоримый факт. Как студенты 1 курса относятся к занятиям в цифровом формате, показал социологический опрос, инициированный заведующим кафедрой истории А.Б. Оришевым.

21 Декабрь / 2020

Студенты подавляющего большинства факультетов и институтов Тимирязевской академии с энтузиазмом приняли участие в этом проекте, заполнив матрицу социологического опроса.

По его результатам были получены весьма любопытные данные, позволяющие оценить переход на дистанционную форму обучения, возникшие при этом трудности и возможности.

Прежде всего, обратим внимание на тот факт, что 94% студентов, несмотря на то, что им было предложено на выбор участвовать в опросе анонимно или идентифицировать себя, предпочли указать свои имена и фамилии.

19,5% студентов сообщили, что для них не имеет принципиального значения какая система лучше – дистанционная или традиционная аудиторная. 9,8% очень довольны переходом на дистанционную форму обучения и примерно же столько - 9% категорически против этого перехода. Что же касается позиции «скорее за, чем против», то здесь обозначился перевес сторонников дистанционного обучения: 38% студентов «скорее довольны» переходом на дистанционный формат и всего 23,7% - «скорее недовольны».

Кроме общей оценки сложившейся ситуации, студенты назвали основные достоинства и недостатки перехода к дистанционной форме обучения. Более того, студенты внесли свои предложения по ее совершенствованию. Среди студенческих инициатив можно отметить желание продолжить цикл дискуссий, так называемых «исторических судов», наряду с Zoom и Skype использовать другие инструменты обучения и т.д.

Анализируя итоги социологического опроса, следует учитывать тот факт, что студенты оценивали ситуацию с переходом на дистанционный формат преподавания дисциплины «История».  Поэтому экстраполировать его результаты следует, прежде всего, на другие общественные и гуманитарные дисциплины.Что касается дисциплин, предполагающих лабораторные занятия, то здесь результаты могли быть несколько иными.

Однако общий итог следующий: для большинства первокурсников Тимирязевской академии переход на дистанционную форму не стал фатальным, студенты вполне успешно адаптировались к новым условиям, что говорит о своевременности этого перехода.