Главный аграрный для главной Победы! Продолжаем рассказ о жизни тимирязевцев в годы Великой Отечественной войны.
08 Апрель / 2025Летом 1941 г. на территории академии стали создаваться военные подразделения, носившие названия истребительных батальонов. Целью истребительных батальонов было уничтожение германской агентуры, которая регулярно забрасывалась в советский тыл. Количество агентов абвера, оказавшихся на территории СССР в 1941 г., по сравнению с предыдущим годом выросло в 14 раз! Сразу же скажем о том, что тема истребительных батальонов относится к малоизученным темам Великой Отечественной войны. До сих пор нет специального исследования, посвященного истребительному батальону Тимирязевского района.
В отличие от обычных красноармейцев бойцы истребительных батальонов совмещали службу с гражданской работой и получали заработную плату, как в обычное время. При этом они также считались мобилизованными. Обратим внимание на тот факт, что до войны в СССР никто не говорил о создании подобных подразделений, т.к. согласно военной доктрине бить врага предполагалось на его территории. Следовательно, формирование истребительных батальонов стало новым для Советской страны делом. Прежде всего встал вопрос, из кого их формировать. И решение было следующим: истребительные батальоны должны состоять из лучших представителей молодежи и граждан старших возрастов, которые не подлежали призыву в ряды РККА.
В июле 1941 г. в Москве и Московской области было сформировано 87 истребительных батальонов. В состав истребительного батальона Тимирязевского района г. Москвы вошли добровольцы из рабочих и служащих заводов и учреждений, профессорско-преподавательского состава сельхозакадемии имени К.А. Тимирязева и других учебных и научных учреждений района.
По одним данным, командовать батальоном предстояло капитану Комиссарову, по другим – капитану Н.А. Маргойту. Командиром первой роты был назначен инженер Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) А.С. Лазарь, командиром второй роты – доцент Д.Л. Швачкин. Скажем несколько слов о последнем. Давид Леонтьевич Швачкин – бывший парттысячник, участник гражданской войны. Несмотря на преклонный возраст, он добровольно вступил в действующую армию и в составе 159-й стрелковой дивизии совершил боевой путь от Москвы до Берлина. Д.Л. Швачкин принимал личное участие в боях и за проявленное при этом мужество был награжден правительственными наградами, в том числе орденом Великой Отечественной войны II степени. После войны он работал доцентом на кафедре почвоведения. Первая рота батальона размещалась в 222-й школе, вторая – в 12-м корпусе, ранее называвшемся колхозным. В ее состав вошли доценты, ассистенты Тимирязевки, рабочие и служащие академии и заводов, а также речного порта. С начала организации роты из академии в нее вошли ассистент кафедры почвоведения Д.П. Карпеченко, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института удобрений и агропочвоведения (ВИУА) И.В. Мосолов, шофер гаража Ф.С. Чибисов, научный сотрудник Полевой станции Н.М. Константинов, доцент заочного отделения В.Ф. Постников, заведующий слесарной мастерской рыбного института В.П. Котов, рабочий учхоза «Отрадное» Герасимов, заведующий пасекой А.А. Потапов и другие.
Бойцы истребительного батальона на территории академии находились около трех месяцев. За это время они были обмундированы, вооружены, прошли тактическое обучение, боевую стрельбу, несли караульную службу по охране порядка, прочесывали поля, лесную дачу, парк. Их внутренняя жизнь проходила согласно требованиям военных уставов. Так, для бойцов истребительного батальона было обязательным приветствие старшего по званию. Бойцу истребительного батальона надлежало быть внимательным в любой момент. В то время как солдат на фронте знал, где находится враг, для бойца-истребителя диверсант мог неожиданно появиться в любой момент и атаковать из-за угла.
В июле 1941 г. истребительная группа на казарменном положении была создана и при Московском мелиоративном институте. Ее командиром стал Лавр Михайлович Емельянов –специалист по расчету тонких подпорных стен. Группа осуществляла охрану и дежурства в районе. Надо сказать, что созданные с участием преподавателей истребительные роты получили несколько благодарностей от командования за хорошую подготовку и отличную службу, за задержание подозрительных лиц, заподозренных в диверсионной работе. Бойцы истребительного батальона развернули настоящую охоту на лазутчиков, паникеров, провокаторов, дезертиров, уголовников. Только за один день октября 1941 г. по сводкам военной комендатуры г. Москвы было задержано 1530 человек. Из них 14 провокаторов, 26 дезертиров, 15 нарушителей порядка, 33 прочих нарушителя. Осуждены к тюремному заключению – 7, к высшей мере наказания, т.е. к расстрелу – 12 человек.
По материалам Монографии «Тимирязевская академия в годы Великой Отечественной войны».
Авторы: Ректор РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, академик РАН, профессор В.И. Трухачев,
Председатель Совета ветеранов РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор Ю.И. Агирбов,
Заведующий кафедрой истории РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева, доктор исторических наук, доцент А.Б. Оришев.