Название научной школы: «Ресурсосбережение в сельскохозяйственных производственных процессах». Год основания: 1996.
Основатель научной школы: Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Дидманидзе Отари Назирович
Современные тенденции развития сельского хозяйства заставляют всех задуматься о перспективах на ближайшее будущее.
Анализ современной ситуации в агропромышленном комплексе показывает, что по большинству производственных показателей наши предприятия проигрывают аналогичным западным. Это говорит не только о техническом отставании, но и об организационных факторах. Как показывает практика, покупка иностранной техники проблемы эффективности производства практически не решает. Здесь мы имеем дело с проблемой оптимальной организации использования технических средств и технологического оборудования в АПК. На рисунке показаны основные направления исследований ресурсосбережения в сельском хозяйстве.
Одним из основных научных направлений кафедры является ресурсосбережение в сельскохозяйственном производстве. Профессорско-преподавательским составом кафедры были разработаны теоретические основы данного направления, в основу которого положены вероятностные методы взаимосвязанных процессов. Наиболее эффективным методом решения подобных задач является многоуровневый системный подход.
Итогом решения задачи является комплексное проектирование механизированных производственных процессов.
Одним из важнейших элементов ресурсосбережения в сельскохозяйственных производственных процессах является рациональное использование транспорта. В масштабах Российской Федерации доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает в среднем 43 %, в выбросах «климатических» газов – около 10 %. Одним из основных путей снижения негативного влияния автомобиля на экологию является использование альтернативных экологически более чистых видов моторного топлива.
Большое внимание нами уделено замещению традиционных дизельных топлив на газообразные и созданию комбинированных энергоустановок.
В этом направлении нами разработана концепция создания комбинированных энергоустановок для использования в тягово-транспортных средствах. Изготовлена экспериментальная модель комбинированной энергоустановки на базе автомобиля «Нива».
Дальнейшие наши исследования по этому направлению были посвящены разработке мероприятий по обеспечению эффективной работы комбинированных энергоустановок, предназначенных для сельскохозяйственной техники. Нестационарный характер нагрузки сельскохозяйственных машин вызывает необходимость резервирования некоторой части мощности тракторного двигателя для преодоления систематически возникающих пиковых сопротивлений движению. Нами дано теоретическое обоснование и разработана концепция и принципиальная схема гибридного трактора.
Результатом научных исследований стало создание экономичного, экологически чистого и бесшумного электротрактора на базе самого популярного в сельском хозяйстве трактора Belarus-920.
В рамках исследований на кафедре мы открыли новое научное направление «Разработка транспортных и технологических процессов утилизации техники», весьма актуальное для нашей страны, где 60…70 % парка уже требует списания. Разработаны программные и аппаратные средства управления процессами сбора отходов, списываемой техники, с учетом минимизации расходов на перевозку. Ведутся исследования по разработке технологических процессов утилизации различных видов техники на предприятиях технического сервиса.
В рамках научного направления «Энергосберегающие системы на транспорте» совместно с Санкт-Петербургским аграрным университетом была разработана концепция использования в качестве газомоторного топлива сжиженного метана. В этом направлении представлен ряд конструктивных решений, а именно усовершенствованная система электронного управления газового двигателя и система непосредственного впрыска метана в камеру сгорания.
Также была разработана опытная конструкция унифицированной свечи-форсунки, которая предназначена для впрыска природного газа в камеру сгорания, ее технические характеристики и принцип работы.
Для хранения сжиженного метана предлагается двухемкостный криогенный бак с повышенным сроком бездренажного хранения до 20 суток.
Еще одним направлением научной работы на кафедре является улучшение эксплуатационных показателей автомобилей путем совершенствования охлаждающих систем.
Система охлаждения современных грузовых автомобилей и мощных тракторов может включать до 6 независимых контуров. Таким образом, трактор или автомобиль необходимо рассматривать как многоконтурный источник теплоты, состоящий из ряда простейших контуров. Нами предложена схема блочной системы охлаждения.
Основные направления научных исследований коллектива кафедры: