Транспорт является составной частью АПК. Он обеспечивает перемещение грузов при производстве продукции в растениеводстве и животноводстве. Транспортный процесс обеспечивает ритмичную работу общего технологического процесса предприятий. На выполнение транспортных работ в сельскохозяйственных предприятиях приходится около 40…60 % всех затрат энергии: при посеве и посадке подвозят зерно и удобрения, при уборке – отвозят урожай, при заготовке и внесении удобрений их перевозят к месту хранения и на поля. Эти данные об объеме перевозок говорят о большом значении транспортных работ.
Несмотря на столь существенное влияние транспорта на технологические процессы любого сельскохозяйственного предприятия до 1978 года ни в одном из ВУЗов аграрного профиля не велась подготовка специалистов по эксплуатации автотранспортных средств и организации перевозок в сельском хозяйстве, хотя объем этих перевозок с каждым годом увеличивался. Поэтому в 1978 году было принято решение о создании в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства кафедры «Транспорт в сельскохозяйственном производстве». Это решение было передовым на тот момент времени и это предопределило дальнейшую особенность работы коллектива кафедры – всегда быть в авангарде, развивая новые идеи, характерные для каждого этапа развития страны.
Коллектив кафедры был сформирован в основном из преподавателей кафедры «Тракторы и автомобили», а также сотрудников НАМИ и других организаций. На кафедре в то время работали А.Ф. Песков, М.М. Шумский, В.И. Хайлов, профессор Ю.К. Есеновский-Лашков, Б.В. Кисуленко, старший научный сотрудник Ю.А. Усанов и другие специалисты.
Возглавил кафедру доцент, кандидат технических наук ОРЛОВ Михаил Александрович, участник Великой Отечественной войны, воспитанник известного учёного в области теории автомобиля В.И. АНОХИНА.
Первое время учебная нагрузка кафедры формировалась за счет дисциплин «Конструкция и техническое обслуживание автомобилей», «Правила дорожного движения и основы безопасности движения», «Электрооборудование автомобилей». На кафедру также было возложено обучение студентов практическому вождению. Началось активное формирование материально-технической базы кафедры, создавались своими руками и закупались разрезы двигателей, коробок перемены передач, других агрегатов и узлов автомобилей. Приобретались учебные плакаты, модели узлов двигателя, трансмиссии и ходовой части. В то же время был оборудован тренажерный класс, в котором проводилось обучение вождению автомобиля под руководством Дегтярева В.В. на проекционных тренажерах, имитирующих дорожную обстановку и реалистично передающие реальные ощущения от работы органами управления автомобилем.
Всего за время существования кафедры подготовлено и защищено соискателями более двадцати докторских диссертаций (В.И. Барышев, В.Д. Игнатов, В.А. Каверин, В.П. Коваленко, В.А Митягин, А.Н. Никифоров, А.В. Симоненко, Э.И. Удлер, А.Р. Шарифов, М.И. Шеремет, Т.А. Уразгалиев, Б.Б. Тыныштыкбаев, Н.И. Яремко, Е.Ф. Шульга, В.Н. Абрамов и др.), а аспиранты и соискатели кафедры защитили более семидесяти кандидатских диссертаций. Сотрудниками кафедры опубликовано большое число печатных работ научного и методического характера, получено свыше 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения.
Новый этап в развитии кафедры начался после открытия специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Инициатором внедрения в учебный процесс новой для агроинженерного университета специальности является профессор РЫБАКОВ Константин Васильевич. На кафедру было возложено преподавание девяти дисциплин по новой специальности, что потребовало от профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала кафедры больших усилий по подготовке курсов лекций, материально-техническому и методическому обеспечению практических и лабораторных занятий, созданию учебных пособий по курсовому и дипломному проектированию, организации проведения практики студентов.
После избрания в 1999 году на должность заведующего кафедрой академика ГАСХН, доктора технических наук, профессора ДИДМАНИДЗЕ Отари Назировича начался качественно новый этап развития кафедры. Начинается пополнение кадрового состава молодыми сотрудниками. Налаживаются партнерские связи с российскими вузами транспортного профиля. Первые шаги направлены на расширение материального обеспечения кафедры и на повышение качества учебного процесса. Организован компьютерный класс курсового и дипломного проектирования, в котором студенты могут приобретать начальные знания по использованию ПЭВМ в учебном процессе и совершенствовать свое умение пользования ПЭВМ на все этапах обучения, от курсового до дипломного проекта, появилась возможность подключения к всемирной сети Интернет и сети университета, которые приводят к расширению кругозора будущего инженера. В классе тренажеров используются программы для обучения студентов первоначальным навыкам вождения и теоретической подготовки по правилам дорожного движения.
В 2000 году на кафедру передан учебно-технический центр, основной задачей которого является подготовка студентов любого факультета к экзаменам и получение ими водительского удостоверения категории "В". Заместитель директора УТЦ профессор ДЗЮБА Юрий Васильевич постепенно обновляет парк учебных машин и лабораторно-практическую базу учебных классов, приобретаются новые наглядные пособия, видеофильмы, учебно-контрольные программы.
С 2000 по 2009 годы кафедра осуществляла подготовку исполнительных руководителей и специалистов автотранспорта по профессиональной пригодности и по вопросам безопасности движения, а также обучение водителей по перевозке опасных грузов. Данное направление подготовки возглавлял кандидат технических наук, доцент НОВИКОВ Евгений Валерьевич.
За годы своего существования кафедра достигла ощутимых успехов, став одной из профилирующих кафедр университета. В планах роста и совершенствования учебного процесса предусмотрена разработка и оснащение учебной лаборатории по проведению инструментального контроля автомобилей, оборудование учебного класса по устройству и оснащению специализированных транспортных средств. Компьютерный класс намечено оснастить специализированными рабочими программами по проверке знаний студентов различных курсов.
Основным направлением деятельности кафедры является обучение студентов всех факультетов университета. Преподавание дисциплин на кафедре проводится в соответствии с требованиями учебных планов и паспортов специальностей. Разработаны новые курсы лекций, организовано материально-техническое и методическое обеспечение курсовых, практических и лабораторных занятий. Совершенствуются учебные пособия по курсовому, дипломному проектированию и организации проведения учебно-производственной практики. Кафедра организует и контролирует проведение учебно-производственных практик на 2 курсе (руководитель доцент Журилин А.Н.), на 3 курсе (руководитель доцент Андреев О.П.), на 4 курсе (руководитель доцент Новиков Е.В.), а также руководство преддипломной практикой студентов факультета «Процессы и машины в агробизнесе».
На специализации «Топливозаправочные комплексы и нефтесклады» готовятся инженеры по эксплуатации объектов системы нефтепродуктообеспечения для сельскохозяйственного производства и других отраслей экономики. Для повышения качества подготовки специалистов создана межкафедральная «Лаборатория промышленной чистоты», возглавляемая кандидатом технических наук, доцентом Пуляевым Николаем Николаевичем.
В 2005 году было принято решение о создании на базе учебной «Лаборатории топлива и смазочных материалов» Испытательной лаборатории контроля качества топлива. В апреле 2006 года испытательная лаборатория впервые прошла аккредитацию на независимость и техническую компетентность, что подтверждено аттестатом аккредитации. Начальником испытательной лаборатории назначен кандидат технических наук, доцент ПУЛЯЕВ Николай Николаевич. В настоящее время лаборатория оснащена современным аттестованным испытательным оборудованием и поверенными средствами измерений для проведения исследований качества светлых нефтепродуктов в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.