Научная работа

Научно-исследовательская тематика кафедры имеет лингводидактическую направленность и тесно связана с практикой преподавания иностранного языка. Целями научных исследований являются оптимизация и активизация учебного процесса, совершенствование и разработка новых средств обучения и контроля, обеспечивающих формирование коммуникативной иноязычной компетенции у бакалавров, магистрантов и аспирантов, а также слушателей лингвистического образовательного центра «Лингва – МСХА». Преподаватели кафедры проводят научную работу по теме: «Реализация компетентностного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе в свете задач профессионализации подготовки с учетом требований ФГОС ВО и профессиональных стандартов»

В рамках данной темы исследуются актуальные принципы иноязычной подготовки и пути их практической реализации:

  • Принцип темпоральности
  • Принцип двойной детерминации содержания подготовки
  • Принцип интегративности (имплицитности)
  • Принцип мотивированности к предстоящей профессиональной деятельности (моделирование ситуаций общения, интерактивность, компенсаторность)
  • Принцип модульности подготовки
  • Принцип дифференциации, селективности и элективности содержательных элементов
  • Принцип актуализации результатов подготовки

Основными направлениями исследований являются:

  • методические аспекты применения активных и интерактивных методов обучения, моделирующих профессиональную деятельность специалистов АПК;
  • формирование социолингвистической компетенции для осуществления кросскульутрной коммуникации с аграриями-партнерами из зарубежных стран;
  • реализация взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности и изоморфность содержания обучения типичным профессиональным функциям и задачам специалиста АПК;
  • роль профессионально-ориентированного текста в обучении отраслевому иностранному языку (сфера АПК);
  • использование информационных технологий  и ресурсов цифровой образовательной среды при формировании иноязычной коммуникативной компетенции специалиста АПК;
  • диверсификация образовательных программ ДПО в зависимости от потребностей целевых аудиторий – студентов и НПР аграрных вузов, работников отечественного АПК (руководителей и специалистов);
  • формы и методы лингвистической поддержки научных (в т.ч. грантовых) проектов, международного сотрудничества в области инновационных разработок в сфере АПК в целях обеспечения устойчивого развития национальной экономики и импортозамещения.

Результаты работ освещаются в научных докладах и статьях в отечественных и зарубежных научных изданиях и сборниках трудов научных конференций.

Преподаватели кафедры пишут рецензии на учебники и учебные пособия, выступают в качестве авторов отзывов и научных оппонентов на защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических/филологических наук, а также участвуют в качестве экспертов при подготовке отзыва ведущей организации.

На кафедре регулярно проводятся научно-методические семинары и конференции.

19–21 октября 2023 года кафедра выступила организатором I Международной научно-практической конференции «Профессиональная коммуникация в полиязычном пространстве: междисциплинарный подход», посвященной столетнему юбилею кафедры.

28-30 сентября 2022 года был организован международный научно-практический семинар «Актуальные проблемы и перспективы перевода и переводоведения в XXI столетии», в рамках которого приглашенный визит-лектор к.филол.н. доцент Ольга Юрьевна Шиманская (БГПУ им. Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь) провела мастер-класс «Метафорическое моделирование: перевод, коммуникация, психология» и «круглый стол» для «Компенсаторная языковая компетенция в иноязычном образовании». На семинаре также были сделаны доклады преподавателей кафедры, посвященные актуальным проблемам современной лингвистики и лингвоодидактики, а также была проведена панельная дискуссия с выпускниками ДОЦ «Лингва – МСХА» о том, как они применяют полученные за время обучения знания и умения в своей профессиональной деятельности.

23 января 2024 г. кафедра участвовала в проведении межвузовского круглого стола в формате видеоконференции «Тенденции развития разноуровневого лингвистического образования в неязыковых вузах» для преподавателей иностранных языков неязыковых вузов. Телемост был проведен совместно с Поволжским технологическим университетом (г. Йошкар-Ола), в рамках дискуссии были затронуты вопросы лингвистической подготовки на разных уровнях в неязыковом вузе (уровень магистратуры, программы ДПО); разработка и реализация сетевых образовательных программ; стратегические показатели работы кафедры иностранных языков. С сообщениями на мероприятии выступили Зайцев А.А., Алипичев А.Ю., Бабушкина Л.Е., Сергеева Н.С., Рябчикова В.Г. В фокусе внимания, в частности, был вопрос организации магистратуры по направлению подготовки «Лингвистика и межкультурная коммуникация» в неязыковом вузе (на примере опыта коллег из ПГТУ).

С целью укрепления международных связей и сотрудничества, повышения лингвистической подготовки студентов РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева совместно с Брестским государственным университетом имени А.С. Пушкина, Республика Беларусь, 19 февраля 2024 года был проведен Международный круглый стол «Иноязычное образование: векторы развития». Обсуждались такие актуальные проблемы как стратегические показатели работы кафедры иностранных языков в современном нелингвистическом вузе, вариативность программ дополнительной языковой подготовки, основные способы мотивации студентов к изучению иностранных языков путем привлечения их к участию в научно-исследовательских, творческих и проектных мероприятиях, а также опыт организации культурно-образовательных и воспитательных мероприятий для студентов в формате «Точка Кипения».

Преподавателя кафедры регулярно проходят стажировки в зарубежных вузах, в период с 2019 по 2024 годы ежегодно организуются стажировки в УО «Минский государственный лингвистический университет» (кафедры методики обучения иностранным языкам и лингводидактики, кафедра современных технологий перевода, кафедра французского языка и др.), УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Костанайский инженерно-экономический университет (Республика Казахстан).

Кафедра тесно сотрудничает с Управлением международной деятельности университета. Преподаватели кафедры принимали участие в переводе основного содержания бакалаврских и магистерских программ университета на английский язык для сайта РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, переводе на английский язык названий всех дисциплин, изучаемых в бакалавриате, подготовке информации об учебной и научной работе факультетов университета на английском языке для Каталога университета, подготовке и озвучивании текста на английском и французском языках для рекламного ролика об университете.

Преподаватели кафедры выступают в качестве членов рабочих групп при реализации научных грантовых проектов, выполняя перевод на иностранные языки научных статей, осуществляя переписку с зарубежными партнерами, а также выступая в качестве устных переводчиков при взаимодействии сторон (в т.ч. во время зарубежных командировок, например, в научно-исследовательский институт CISR-NEIST, штат Ассам, Индия).

В 2019 - 2024 гг. преподаватели кафедры выступили с 98 докладами на российских и международных научных и научно-практических конференциях, проводимых как в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, так и в других российских и зарубежных вузах - МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российская международная академия туризма, НИУ «Высшая школа экономики», Московский государственный педагогический университет, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул), Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина, Минский государственный лингвистический университет (Беларусь),  Поволжский государственный технологический университет и др.

За этот же период опубликовано 183 статьи, из них 95 статей – в журналах из списка ВАК; кроме того, было опубликовано 78 статей в зарубежных журналах (индексация в БД Scopus и Web of Science). Опубликовано 13 монографий.

Научно-исследовательская работа проводится в рамках научного руководства бакалаврами, магистрантами и аспирантами при проведении ежегодных научно-практических студенческих конференций и конференций молодых ученых и аспирантов в РГАУ-МСХА и других вузах, в том числе зарубежных (Беларусь, Казахстан).

В рамках международной студенческой научно-практической конференции, проводимой в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, на кафедре иностранных языков работает 3 секции, на которых с докладами на английском, немецком и французском языках, а также РКИ ежегодно выступают 70-90 человек. Доклады студентов и магистров, занявшие призовые места публикуются в сборнике докладов по итогам конференций. Доклады аспирантов в рамках ежегодной конференции молодых ученых публикуются в электронных сборниках статей.

Преподаватели кафедры ежегодно готовят около 100 студентов к участию в международных российских и зарубежных конференциях, конкурсах, Олимпиадах, Интернет-Олимпиадах, международному фестивалю языков. В 2019-2024 году студенты Университета ежегодно принимали участие в 5-7 международных конференциях и 7-10 международных и всероссийских конкурсах эссе, видеороликов, переводов, постеров, мемов, которые проходили в российских и зарубежных вузах – БГТУ им. В.Г. Шухова (Белгород), АлтГПУ (Барнаул), ВятГГУ (Киров), ОГАУ (Орел), ОмГАУ (Омск), ПГТУ (Йошкар-Ола), КФУ (Казань), ЯГТУ (Ярославль), ЮФУ (Таганрог), Белорусская государственная с/х академия (Горки), Минский государственный лингвистический университет и др.

Кафедра ежегодно участвует в проведении образовательно-культурной акцию под названием "Total English" в рамках образовательной Программы “Челленджер”. Акция проводится при поддержке Кембриджского ресурсного центра (г. Нижний Новгород). В акции также принимают  участие вузы многих городов России и ряда стран СНГ.

Кафедра является организатором проводимого с 2010 года международного конкурса на лучший перевод, который в разные годы проходил в формате конкурса переводов, конкурса переводческого мастерства, а с 2024 года получил статус конкурса научных переводческих проектов. Постоянными партнёрами конкурса являются более 30 российских и 10 зарубежных вузов (Беларусь, Казахстан и др.), число участников конкурса ежегодно составляет 400-500 человек.