«Земледелие считается первоосновой жизни человека на планете. Производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще». Это знаменитое изречение К. Маркса, как никогда, подчеркивает значение сельскохозяйственного производства, его необходимость в жизнеобеспечении и безопасности любой страны. В этой связи важно знать не только зарождение и становление производства, но и зарождение науки. Многие столетия вся земледельческая практика основывалась только на народном опыте, который необходимо было привести в систему четких теоретических обобщений, создать и развить глубокие исследования, на их основе предложить полезные рекомендации для освоения.
В становлении земледелия как науки в России и других странах существенную роль играло развитие естественных и точных наук. Научные исследования были востребованы и устремлены на развитие промышленности, сельского хозяйства, военного дела.
Осуществляемые в XVIII в. Петром I и Екатериной II реформы опирались на то, что “земледелие есть первый и главный труд”. В становлении агрономии и других наук в России исключительно большую роль сыграл М.В. Ломоносов. Им сформулированы задачи развития сельского хозяйства на многие годы вперед в трактате “Об исправлении земледелия”. В этот период создается Вольное экономическое общество (ВЭО), сыгравшее важную роль в развитии отечественной агрономии. В организации, становлении и развитии научного земледелия в нашей стране того периода ведущая роль принадлежит таким известным ученым, как А.Т. Болотов, И.М. Комов, М.Г. Павлов, В.А. Левшин, И.И. Самарин и многие другие. В XIX в. агрономическая наука получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды выдающихся русских ученых: А.В. Советова, Д.И. Менделеева, П.А. Костычева, В.В. Докучаева, А.Н. Энгельгардта, И.А. Стебута, К.А.Тимирязева и многих других. С именами И.А. Стебута и К.А. Тимирязева связано зарождение и становление научного земледелия в Тимирязевской академии.
В первые годы основания Петровской земледельческой и лесной академии общее земледелие преподавалось на кафедре сельского хозяйства, которую возглавлял профессор И.Н. Чернопятов. В течение восьми лет с 1865 по 1872 г. курс лекций по земледелию читал патриарх русской агрономической науки профессор И.А. Стебут. В 1872 г. из состава кафедры сельского хозяйства была выделена как самостоятельное подразделение кафедра земледелия, которую возглавил И.А. Стебут. Он создает программы теоретического и практического обучения, организует опытное поле по изучению полевых культур, на котором вместе с К.А. Тимирязевым создает первый в России вегетационный домик, что в последующем явилось истоком, началом создания научных школ и научных основ по плодородию почвы, севооборотам и промежуточным культурам, обработке почвы, сорным растениям, защите почв от эрозии, системам земледелия, методике опытного дела.
Как известно, основным методом исследований в земледелии является полевой опыт. Наряду с полевым методом огромная роль принадлежит вегетационному опыту, с помощью которого были открыты основные законы научного земледелия и определена роль факторов жизни растений. Без всякого преувеличения можно отметить, что приоритет И.А. Стебут и К.А. Тимирязев отдавали достижениям физиологии растений как основы научного земледелия. В сборнике общедоступных лекций “Земледелие и физиология растений” К.А. Тимирязев отмечает, что “все задачи агрономии, если вникнуть в их сущность, сводятся к определению и возможно точному осуществлению условий правильного питания растений”. Земледелие стало тем, чем оно есть, только благодаря агрономической химии и физиологии растений; это очевидно и доказывается само собой и всей историей земледелия. Первая образцовая теплица (вегетационный домик) для выращивания растений до урожая была построена в Таранде для профессора Ноббе в 1869 г., и уже в 1870 г. К.А. Тимирязев, возвратившись из-за границы, обращается к министру государственных имуществ А.А. Зеленому с просьбой о постройке вегетационного домика в Петровской академии. Совместно с И.А. Стебутом они разработали проект строительства вегетационного домика, который сохранился до настоящего времени. Многие научные и популярные статьи К.А. Тимирязева пронизаны одной мыслью: подъем крестьянского земледелия – самая существенная задача, прямо или косвенно касающаяся каждого русского гражданина. Всем известны изречения К.А.Тимирязева из программной статьи “Наука и земледелец”: “Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где прежде рос один, две былинки травы, где росла одна, заслужил бы благодарность всего человечества”. В своей книге “Жизнь растения” К.А. Тимирязев объясняет, что агрономия ставит вопросы; агрономическая химия дает средства для их научного разрешения; физиология растений, исследуя их на живом объекте деятельности агронома, дает окончательный ответ на запросы практики.
И.А. Стебут, придавая важное значение вегетационным опытам, настоятельно пытается организовать в академии опытное поле. Приступив к заведованию кафедрой, И.А. Стебут вновь ставит вопрос об организации и выделении опытного поля. Для проведения экспериментальной работы выделяется участок в шесть десятин, который постоянно расширялся. Наряду с вегетационными опытами, которые проводились с К.А. Тимирязевым на опытном поле, ставятся эксперименты по приемам обработки, применению удобрений. Опираясь на основы научного земледелия, экспериментальные данные, И.А. Стебут отмечал: “Изучайте природу, вас окружающую, изучайте почву, от которой вы ожидаете себе урожая и надежной прибыли”. Он рекомендовал, знать и изучать рельеф и климат местности, их связи с почвой и приемами обработки почвы для обеспечения успешного роста культурных растений; не копируя никого, но учась у всех, развивать наблюдательность и творчество, без которых невозможно стать организатором производства. Еще при жизни авторитет И.А. Стебута был так велик, что его называли патриархом агрономии. Он был широко известен не только в академии, но и за ее пределами. Он организовывал сельскохозяйственные выставки, устраивал конкурсы земледельческих машин и орудий, пропагандировал научные сельскохозяйственные достижения, активно участвовал в различных съездах и совещаниях.
Заслуживает внимания роль в развитии научного земледелия А.А. Фадеева. Будучи студентом, он занимается экспериментальной работой по изучению физических свойств почвы и ее поглотительной способности. За работу по гранулометрическому анализу почвы, представленную на конкурс, он получает золотую медаль и ему присуждается ученая степень кандидата сельского хозяйства. Заведуя кафедрой земледелия, А.А. Фадеев многое сделал по разработке научных основ земледелия с почвоведением. Он развернул большую работу на опытном поле. Вводятся и осваиваются три севооборота: трехпольный, нордфолкский и 14-польный демонстрационный, преобразованный в последующем в 18-польный. В севооборотах изучаются приемы, сроки и глубина обработки под различные культуры; определяется эффективность удобрений; устанавливается роль покровных культур; устанавливается продуктивность кормовых культур. А.А. Фадеев закладывает питомник на 350 видов и сортов культурных растений, создает первую в России контрольно-семенную лабораторию, которая ежегодно проводила тысячи анализов семян, почвы, удобрений. Создается станция по испытанию сельскохозяйственных машин и орудий, на базе которой в последующем создается ВИСХОМ. Активное участие А.А. Фадеев принимает в организации Метеорологической станции, а в 1879 г. впервые, по просьбе городской управы, проводятся опыты по обезвреживанию нечистот.
Значительный вклад в развитие научного земледелия и агрономического почвоведения внес академик В.Р. Вильямс. Определяя предмет научного земледелия, В.Р. Вильямс отмечал: “Изучение свойств культурных растений, их требований и отношений к окружающей среде, изучение этой среды и способов создания в ней условий, необходимых для желаемого развития этих растений, изучение способов придания известных качеств продуктам растительной жизни и, наконец, изучение этих качеств – составляет предмет земледелия как науки”.
Под научным руководством В.Р. Вильямса создается питомник растений более 3000 видов, он разрабатывает различные методы борьбы с сорными растениями, изучает современные методы обработки почвы. В.Р. Вильямс сформулировал и доказал закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений. Как глобальный вклад в теорию и практику земледелия явилась разработка и освоение травопольной системы земледелия. Ради справедливости следует отметить, что система имела и положительные и негативные стороны.
Дальнейшим этапом в становлении и развитии научного земледелия стал период работы и деятельности А.Г. Дояренко. Талантливый педагог и незаурядный исследователь совершенно по-новому разработал учебную программу и построил научную работу, которая включала разработку агрофизических, химических и биологических методов исследований. По предложению Д.Н. Прянишникова А.Г. Дояренко разработал и заложил в 1912 г. уникальный опыт по изучению роли севооборота, бессменных посевов, удобрений и известкования в изменении плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур. Опыт продолжается до настоящего времени. Велики заслуги А.Г. Дояренко в разработке методики опытного дела в земледелии. На основании предложений, сформулированных профессором А.Г. Дояренко, в 1919 г. создается Всероссийское бюро, а В.И. Лениным подписывается декрет “О принятии сельскохозяйственных опытных учреждений на средства государства”. Декрет явился на многие десятилетия программным документом для научно-исследовательских учреждений страны. Выдающийся ученый, А.Г. Дояренко создал свою земледельческую научную школу по многим направлениям. Доказательством этого являются талантливые ученики: А.А. Шмук, В.П. Мосолов, В.В. Квасников, Ф.Е. Колясев, В.Е. Егоров, В.Н. Прокошев, М.Г. Чижевский, Н.С. Соколов, П.А. Некрасов, А.П. Красинский и многие другие. Им принадлежат крупные научные разработки в области земледелия. Совокупность работ А.Г. Дояренко и его учеников по созданию методов и приборов по агрофизике позволила профессору В.А. Михельсону назвать его “первым русским агрофизиком, создавшим научную школу”. А.Г. Дояренко дал оценку 15 видам занятых и чистых паров, что явилось существенным вкладом в практику производства, он привлекал внимание к занятым парам, имея в виду их экономическую рентабельность. Особый интерес для практиков производства представлял так называемый семинар “Практический курс полеводства”, который состоял из 10 воскресных 5-7-часовых бесед непосредственно в поле, которое посещали до 7 тысяч человек за вегетационный период.
Вместе с А.Г. Дояренко работал И.С. Шулов, который приобрел мировую известность по изучению стерильных культур: “Исследования в области физиологии питания высших растений при помощи методов изолированного питания и стерильных культур”. Метод стерильных культур Шулова отличается изяществом и точностью исполнения.
В предвоенные и послевоенные годы научные исследования были подчинены решению проблем крупного сельскохозяйственного производства. Изучаются и обследуются поля в колхозах и совхозах Московской, Тульской и Рязанской областей. Закладываются опыты по изучению приемов углубления и окультуривания пахотного слоя, разрабатываются агротехнические требования к орудиям обработки с последующей их поставкой на производство. Для изучения и освоения в условиях производства передовых приемов в 1937 г. создается Почвенно-агрономическая станция имени В.Р. Вильямса, в последующем (1957) станция переходит в подчинение кафедре земледелия. Руководителями станции обычно были заведующие кафедрой – академик В.Р. Вильямс, профессора М.Г. Чижевский, В.Е. Егоров.
В.Р. Вильямс, как никто другой, оказал влияние на формирование научной школы по земледелию. Не только при жизни, но и после его смерти длительное время существовала его школа учеников и последователей биологического направления в земледелии. Опытные работы и крупные обобщения были проведены Н.С. Соколовым, П.А. Некрасовым, И.М. Бакшеевым, С.С. Сигаркиным, И.С. Грабовским, П.В. Леньковым, М.Г. Чижевским, С.А. Воробьевым, И.Д. Громыко, Ф.К. Заляловым, В.С. Косинским, А.Г. Лапузиным, А.П. Шурыгиным, А.Н. Ямниковым, К.П. Пак. В этот период разрабатываются приборы, создаются методы изучения агрофизических, биологических, агрохимических свойств почвы. Разрабатываются и совершенствуются методы борьбы с сорными растениями.
Начинает формироваться и изучаться совершенно новое направление – ветровая и водная эрозия. Основными регионами для изучения были взяты Башкирия и Тульская область. Исследования осуществляли А.Н. Киселев, М.Г. Аваев, А.С. Шамшин.
Важной вехой становления и развития научного земледелия было освоение целинных и залежных земель. Учеными кафедры были изучены и рекомендованы перспективные системы обработки почвы, и особенно раннего и черного пара, агробиологические способы окультуривания солонцовых почв, предложены новые способы улучшения водного режима в севооборотах для зон рискованного земледелия.
К числу уникальных разработок, широко признанных как приоритетное направление научной деятельности кафедры и внедренных в производство, стала защита сельскохозяйственных посевов от сорной растительности, в том числе изучение гербицидов разных классов химических соединений – производных 2,4-Д, триазинов, мочевины, бензойной и пиколиновой кислот. Ведущая роль в изучении этого направления принадлежит первому гербологу страны, лауреату Государственной премии, доктору сельскохозяйственных наук М.Я. Березовскому, который создал свою школу. Его ученики – В.А. Захаренко, Г.С. Груздев, А.М. Туликов, Б.А. Смирнов, Г.И. Баздырев, В.А. Калинин, Д.И. Чкаников, М.С. Раскин, Р.И. Словцов, М.И. Соколов и многие другие – достойно развивают это научное направление. Под руководством М.Я. Березовского защитилось более 20 кандидатов и докторов наук.
Вехой стало объединение двух кафедр – земледелия и методики опытного дела, которая была открыта в 1940 г., ее возглавил академик ВАСХНИЛ П.Н. Константинов. Получили дальнейшее развитие идеи А.Г. Дояренко. В этот период подводятся итоги 60-летия ведения длительного опыта. Профессором В.Е. Егоровым в монографии “Опыт длится 60 лет” дается научно-обоснованная оценка роли длительного опыта в формировании урожая и плодородия почвы, что имеет исключительное значение для теории и практики земледелия. На основании результатов опыта и Постановления правительства “О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР” на кафедре земледелия разрабатывается научная проблема по обеспечению высоких темпов развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны: всемерная его интенсификация, широкая мелиорация земель, комплексная механизация, химизация и освоение наиболее совершенных зональных систем земледелия. Перед учеными кафедры встают новые и более сложные задачи. Создается концепция по разработке научных основ интенсивных систем земледелия для Нечерноземной зоны, а в учебно-опытных хозяйствах “Щапово” и “Михайловское” Подольского района Московской области создаются уникальные опытные поля по закладке длительных многофакторных стационарных опытов. К 1974 г. на экспериментальной базе учхоза “Михайловское” завершается закладка основных стационаров, на площади около 90 га функционирует 15 стационарных и несколько десятков краткосрочных опытов. Коллектив кафедры – 14-15 преподавателей, до 7 ежегодных аспирантов, группа студентов и 65-70 сотрудников, в том числе 22-24 кандидата наук, почвенно-агрономической станции – сосредоточиваются на выполнении следующих направлений научного земледелия:
На протяжении более 40 лет кафедре удалось сохранить основные стационары и обеспечить их функционирование. В первую очередь это заслуга заведующих кафедрой (В.Е. Егоров, Б.А. Доспехов, А.М. Лыков, В.В. Гриценко, А.И. Пупонин, Н.Ф. Хохлов), директоров станции, а в последующем лаборатории земледелия (Б.А. Смирнов, Г.И. Баздырев, В.Н. Маймусов, Н.С. Матюк), преподавателей и сотрудников (А.Я. Рассадин, И.П. Васильев, Л.И. Зотов, Ю.Д. Иванов, С.Ф. Иванова, Б.Д. Кирюшин, Р.Р. Усманов, В.И. Смирнова, А.Е. Алексеева, И.М. Ишевская, А.М. Кураш, В.Н. Осипов, А.Ф. Чекулаева, В.Д. Полин, Э.А. Цвирко, И.Н. Алпатова, С.А. Клычникова и многие другие). По основным разделам и научным направлениям были созданы и получили развитие научные школы нового поколения.
Высокий научный авторитет ученых всемерно способствовал в течение последних 35 лет координации работ 60-70 научных учреждений РАСХН и вузов страны по основным проблемам земледелия. Координационные советы при РАСХН создавали СА. Воробьев – по севооборотам, А.И. Пупонин – по обработке почвы, Г.С. Груздев – по сорным растениям и возглавляют В.Г. Лошаков, А.В. Захаренко, Г.И. Баздырев. По обобщенным результатам исследований Координационных советов опубликовано 15 сборников научных работ, более 30 методических разработок, 20 рекомендаций для производства; успешно защитили докторские диссертации А.И. Пупонин, В.Г. Лошаков, Б.А. Смирнов, Г.И. Баздырев, И.С. Кочетов, А.В. Захаренко, Н.С. Матюк, И.Г. Платонов; за этот период защищено не менее 70 кандидатских диссертаций.
За большой вклад в развитие сельскохозяйственной науки и подготовку кадров высшей квалификации, звание заслуженного деятеля науки России присвоено профессорам С.А. Воробьеву, В.Г. Лошакову, Г.И. Баздыреву. Ряд сотрудников кафедры были избраны в состав Россельхозакадемии: действительными членами, академиками РАСХН – А.И. Пупонин, А.М. Лыков, членами-корреспондентами – Б.А. Доспехов, И.С. Кочетов, А.В. Захаренко.
Заслуги ученых кафедры высоко оценены за рубежом. Звание почетных докторов и почетных членов зарубежных научных обществ присвоены профессорам В.Е. Егорову, С.А. Воробьеву, А.И. Пупонину, В.Г. Лошакову. Научные разработки Б.А. Доспехова, А.М. Лыкова, С.А. Воробьева, И.С. Кочетова, отмечены Золотой медалью им В.Р. Вильямса и премиями Минвуза России.
Крупные научные разработки: организация специализированных севооборотов, ресурсосберегающие технологии обработки почвы, защита почв от эрозии, интегрированные методы защиты от сорняков – удостоены золотых и серебряных медалей ВДНХ и ВВЦ и рекомендованы для освоения в производство.
По материалам многолетних исследований учеными кафедры получены 10 авторских свидетельств на изобретения, издано 20 монографий, в том числе: “Севообороты интенсивного земледелия” (С.А. Воробьев), “Сорные растения и борьба с ними” (Г.И. Баздырев, Б.А. Смирнов), “Обработка почвы в интенсивном земледелии” (А.И. Пупонин), “Агроландшафтное земледелие и эрозия почв в Центральном Нечерноземье” (И.С. Кочетов), “Промежуточные культуры в Нечерноземной зоне” (В.Г. Лошаков), “Теоретические основы управления сорным компонентов агрофитоценоза в системах земледелия” (А.В. Захаренко).
Ежегодно защищают дипломные работы 25-30 студентов. Коллективом преподавателей написаны и изданы учебники и учебные пособия, по которым обучаются студенты аграрных вузов. Через ассоциацию “Агрообразование” студенты обеспечиваются такими учебниками, как “Земледелие”, “Практикум по земледелию”, “Зональные системы земледелия”, “Защита сельскохозяйственных культур от сорных растений”, “Управление сорным компонентом агрофитоценоза в системах земледелия”, “Агрофитоценология” и др.
Несмотря на трудности при реформировании высшей школы на современном этапе, есть надежда, что они будут преодолены и научный потенциал кафедры будет совершенствоваться и развиваться. Науку и научно-технический прогресс невозможно остановить, тем более в такой области знаний как земледелие.