Факультет почвоведения, агрохимии и экологии

Лапушкин Всеволод Михайлович, к.б.н.


И.о. декана

Контакты подразделения на период дистанционного обучения:

8(499)976-12-80

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, корпус № 6 

Зам. декана по учебной работе – 
т: 8-499-976-12-80. E-mail: zamdek@rgau-msha.ru

Зам декана по научной работе и практике – Елисеева Ольга Владимировна
т: 8-499-976-12-80. E-mail: o.eliseeva@rgau-msha.ru

Зам. декана по воспитательной работе – Таразанова Татьяна Васильевна
т: 8-499-976-12-80. E-mail: tvtarazan@rgau-msha.ru

Диспетчер – Абрамкина Татьяна Юрьевна 
т: 8-499-976-12-80. E-mail: soildisp@rgau-msha.ru

Специалист по учебно-методической работе – Смолина Галина Алексеевна 
т: 8-499-976-12-80. E-mail: soildekanat@timacad.ru

Факультет располагает хорошей материально-технической базой. В настоящее время в состав факультета входят 7 кафедр, на которых работают 2 академика РАН, 28 профессоров, 62 доцента и старших преподавателя, 6 ассистентов. На факультете обучаются более 700 студентов и аспирантов.

Факультет готовит почвоведов, агрохимиков, экологов, лесоводов и землеустроителей – специалистов по исследованию и рациональному использованию земельных и лесных ресурсов, экологической оценке состояния окружающей природной среды. В современном мире потребность в таких специалистах очень велика, они востребованы в различных сферах жизни и хозяйственной деятельности общества, особенно в условиях новых экономических отношений. Учебный план ориентирован на двухуровневую систему обучения – подготовка бакалавров (срок обучения – 4 года) и магистров (срок обучения – 2 года). Студенты изучают 3 цикла дисциплин: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественно-научный; профессиональный, а также учебные курсы по выбранной специализации.

Основная задача специалистов в области почвоведения и агрохимии – рациональное использование плодородия почвы, охрана почв и почвенного покрова от деградации, сохранение экологических функций почвенного покрова, без чего развитие жизни на Земле невозможно. Большое внимание уделяется вопросам питания растений, рациональному применению удобрений.

Подготовка по направлению "агрохимия и агропочвоведение" базируется на курсах общего почвоведения, географии почв, картографии почв, агропочвоведения, агрохимии, системы удобрений, ландшафтоведения, методов почвенных и агрохимических исследований и др. Большое внимание уделено изучению основ информатики, математического моделирования природных и, в особенности, почвенных процессов. Студенты получают глубокие навыки работы на персональных компьютерах, осваивают современные информационные технологии, лабораторные и инструментальные методы исследований.

Знания о состоянии почвенного покрова являются необходимым условием рационального использования земельных ресурсов и управления ими. При этом учитывают их экономическую и экологическую оценку - положение в ландшафте, получение урожая сельскохозяйственных культур высокого качества. Интенсивно развивающимся направлением этой области приложения почвоведения является почвенно-ландшафтное проектирование, имеющее целью создание ландшафтов с заданными функциональными свойствами. Большое внимание уделяется ключевым проблемам агрономического почвоведения, с решением которых связано упорядочение использования земель в условиях аграрной реформы, формирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и наукоемких агротехнологий.

Важнейшей задачей науки агрохимии является обеспечение оптимального питания растений. Агрохимики-почвоведы должны обладать глубокими знаниями по проблемам трансформации элементов питания в системе «почва-растение-окружающая среда», вопросам поступления в растение отдельных питательных элементов, особенностям сбалансированного питания растений всеми необходимыми элементами, технологическим и экологическим аспектам применения удобрений, уметь грамотно моделировать продуктивность агроценозов на основе почвенного плодородия и имеющихся средств химизации.

Кроме этого, почвоведы и агрохимики участвуют в решении вопросов, связанных с загрязнением окружающей среды, разрабатывают и внедряют стандарты экологического нормирования состояния земельных ресурсов, природных вод и лесов, качества сельскохозяйственной продукции, углубляют исследования по созданию агроинформационных электронных систем по оценке земель и эффективности их использования, исследования по кадастровой оценке земель. Изучают вопросы миграции и аккумуляции химических соединений в почвах и ландшафтах, круговорота органического вещества и биогенных элементов и др.

В соответствии с профессиональными интересами студенты могут специализироваться по агроэкологической оценке земель, экспертной оценке и сертификации сельскохозяйственных объектов.

В настоящее время наиболее актуальными для устойчивого развития, как нашей страны, так и мирового сообщества в целом являются экологические проблемы, связанные с воздействием человека на окружающую среду и охрана агроландшафтов. Для их решения факультет почвоведения, агрохимии и экологии готовит высококвалифицированных специалистов в области экологии.

Программа подготовки по направлению «Экология и природопользование» предусматривает изучение теоретических и практических основ таких предметов, как общая и прикладная экология, экологическое нормирование, охрана окружающей среды, экологическая экспертиза и аудит, экотоксикология, системный анализ и моделирование экосистем, экологическая стандартизация и сертификация и другие. Большое внимание уделяется освоению современных физико-химических методов исследования объектов окружающей среды, системному анализу биосферных процессов, а также углубленному изучению организации и технологии экологического управления, основу которого составляют: экологическая экспертиза, экологический менеджмент и маркетинг, аудит, оценка техногенных систем и экологического риска. Программа подготовки по профилю «Агроэкология» в рамках направления «Агрохимия и агропочвоведение» в большей степени ориентирована на экологические проблемы сельскохозяйственного производства.

Специалист эколог должен владеть самыми современными методами исследования состояния окружающей среды, уметь прогнозировать и моделировать различные природно-антропогенные процессы и ситуации. Поэтому в процессе обучения студенты получают углубленную подготовку в области геоинформатики, геоинформационных систем и моделирования, компьютерной обработки данных мониторинга и дистанционного зондирования.

Особое внимание в процессе обучения уделяется вопросам формирования у студентов системного экологического мышления, комплексного подхода в решении проблем взаимодействия человека с окружающей средой, влияния роли природных и техногенных факторов на качество продуктов питания и здоровье человека.

В соответствии с профессиональными интересами студенты могут специализироваться в области экологической экспертизы, экологической безопасности в АПК.

Подготовка эколога позволяет решать следующие задачи: квалифицированно проводить оценку воздействий на окружающую среду, а также экспертизу социально- экономической и хозяйственной деятельности на территориях; проводить экологическую экспертизу различных видов проектного анализа; проектировать типовые мероприятия по охране природы и рациональному природопользованию, обеспечить экологическую безопасность агропромышленного комплекса, осуществлять контрольно-ревизионную деятельность и экологический аудит, профессионально организовывать и внедрять системы экологического менеджмента на предприятиях, в организациях, а также в административных и муниципальных структурах.

Виды профессиональной деятельности эколога: научные исследования в области экологии и охраны природы в академических учреждениях и вузах; в экологических службах ведомств, муниципалитетов, государственных и коммерческих предприятий, в проектных организациях, в аудиторских, страховых, маркетинговых компаниях и службах.

Курсы, преподаваемые на английском языке >>> 

В рамках направления «Лесное дело» на факультете готовят бакалавров с присвоением квалификации «бакалавр лесного дела». Программа подготовки бакалавра по лесному делу базируется на курсах ботаники, дендрологии, лесоведения, лесоводства, лесных культур, лесоустройства, таксации леса, лесного товароведения, моделирования лесных экосистем, физиологии и защиты растений и др. Выпускники направления «Лесное дело» занимаются вопросами выращивания высокопродуктивных лесных насаждений, ведения рационального лесопользования, защиту леса от болезней, вредителей, охрану лесных насаждений от пожаров и др.

Выпускники факультета по лесному делу работают в сфере лесного хозяйства по направлениям: ландшафтно-парковое строительство, организация и планирование в лесном и парковом хозяйстве, мониторинг и охрана лесов, лесоустройство и лесная таксация, озеленение населённых пунктов и др.

Выпускники – лесоводы владеют современными информационными технологиями в лесном хозяйстве, приобретают навыки по лесоустроительному проектированию, государственной и производственной инвентаризации лесов, оптимизации лесопользования и воспроизводства лесов, проектированию защитных лесонасаждений, защиты и охраны леса.

Землеустройство – это комплекс мероприятий, которые позволяют регулировать земельные отношения, изучать информацию о состоянии земель, планировать и организовывать использование их таким образом, чтобы они минимально воздействовали на ресурсы, при этом приносили максимальную прибыль. Выпускники направления «Землеустройство и кадастры» проводят охрану земель, создают новые землепользования, упорядочивают существующие угодья, выносят границы между участками, обустраивают сельскохозяйственные территории, улучшают ландшафты и многое другое. Кадастр земли - свод информации о границах, использовании, целевом назначении, правовом режиме земельных участков. Эти данные собираются в процессе кадастрового учета, оформления правоустанавливающих документов. Таким образом, это направление включает в себя работу и с бумагами, и с приборами, и с землей.

Специалисты данного направления работают в государственных и частных организациях, ведущих деятельность в сферах: земельно-имущественных отношений; управления земельными ресурсами и недвижимыми объектами; планирования землепользования; кадастровой оценки недвижимых объектов; картографического обеспечения землеустройства; формирования кадастровых информационных систем; межевания земель; инвентаризационной оценки недвижимых объектов и т. д. Иными словами, выпускники могут устраиваться в местные органы власти, проектные институты, научно-исследовательские организации, природоохранные структуры, общеобразовательные и другие учреждения.

Важными достоинствами образования, получаемого на факультете почвоведения, агрохимии и экологии является его фундаментальность и широта. Студенты изучают специальные дисциплины на базе основательной подготовки по химии, математике, физике, геологии и другим фундаментальным наукам. Это позволяет им в будущем, в самостоятельной научной или производственной деятельности легко ориентироваться в широком круге вопросов не только выбранной специальности, но в смежных областях знания.

Наряду с аудиторными занятиями, одним из важных элементов программы подготовки студентов являются летние учебные практики. Важную роль в подготовке играют учебные полевые практики. При факультете имеется учебно-опытное хозяйство «Дружба» Переславль-Залесского района Ярославской области, которое служит базой учебных и производственных практик студентов. Особое место занимает зональная практика, где в полевых условиях студенты знакомятся с почвой и растительностью основных природных зон нашей страны, посещают заповедники, научно-исследовательские учреждения, передовые хозяйства и т.д.

Выпускники факультета подготовлены для работы в научно-исследовательских учреждениях и производственных организациях, в системе агропромышленного комплекса, агрохимической службе, в органах управления сельскохозяйственным производством, проектных организациях землеустройства, земельных банках, агрохимсервисе, в сфере бизнеса, а также заниматься преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях.

Факультет почвоведения, агрохимии и экологии – один из ведущих научных центров в своей области. Сотрудники факультета плодотворно разрабатывают крупные научные и практические проблемы в различных областях почвоведения, агрохимии, экологии и лесоводства. Студенты принимают непосредственное участие в научных исследованиях, проводимых на факультете.

В разное время на факультете был создан ряд научных школ, которые ныне получили дальнейшее развитие: 

  • Разработка теории почвообразовательного процесса и плодородия почв (основатель школы – академик В.Р. Вильямс, продолжатели – академик В.П. Бушинский, профессора С.П. Ярков, И.П. Гречин, И.С. Кауричев, академики РАН Н.П. Панов, В.И. Кирюшин и Р.Ф. Байбеков, профессора В.И. Савич, А.Д. Фокин, Н.Ф. Ганжара, Н.Н. Игнатьев, В.Д. Наумов, А.Д. Фокин, А.И. Карпухин, В.Д. Мамонтов, Б.А. Борисов и др.).
  • Теоретическое обоснование питания растений и рационального применения удобрений (основатель – академик Д.Н. Прянишников, продолжатели – профессор А.Г. Шестаков, академик В.М. Клечковский, профессора А.В. Петербургский, П.М. Смирнов, академик Б.А. Ягодин, профессора В.В. Кидин, И.П. Дерюгин, Ю.П. Жуков, Э.А. Муравин, В.А. Демин, В.И. Кобзаренко и др.).
  • Биоэкологическая продуктивность лесов и лесоразведение (основатели школы — профессора Ф.К. Арнольд, В.Т. Собичевский, М.К. Турский, продолжатели – Н.С. Нестеров, В.Г. Нестеров, В.П. Тимофеев, Н.Г. Васильев, В.К. Хлюстов).
  • Сельскохозяйственные мелиорации и повышение эффективности использования мелиорируемых земель (основатель – академик А.Н. Костяков, продолжатели – профессор А.А. Черкасов, академик С.Ф. Аверьянов, академик Б.Б. Шумаков, профессора В.В. Колпаков, П.А. Волковский, академик РАН Н.Н. Дубенок).
  • Химическая научная школа (основатели – профессора П.А. Ильенков, Г.Г. Густавсон, академики И.А. Каблуков, Н.Я. Демьянов, продолжатели – профессора Е.Н. Гапон, Н.В. Вильямс, В.В. Вильямс, И.Н. Заозерский, С.Н. Алешин, Д.А. Князев, Г.Д. Клинский, И.И. Грандберг, В.Н. Дрозд, А.А. Ивлев, Р.А. Хмельницкий, В.Н. Князев,, Н.М. Пржевальский, С.Н. Смарыгин, С.Л. Белопухов).
  • Тимирязевская школа микробиологии (основатель – академик Н.Н. Худяков, продолжатели – академик Е.Н. Мишустин, профессора В.И. Буткевич, М.В. Федоров, В.Т. Емцев, В.К. Шильникова, О.Д. Сидоренко, А.А. Ванькова).
  • Агроэкология (основатель – профессор В.А. Черников, продолжатели – профессора И.М. Яшин, Л.В. Мосина, И.И. Васенев).

С момента образования факультета подготовлено около 1200 кандидатов наук и более 160 докторов наук.

Выпускники факультета работают: 

  • в системе агропромышленного комплекса;
  • в органах управления сельскохозяйственным производством;
  • в государственных службах контроля, стандартизации и сертификации продуктов питания;
  • в проектных организациях землеустройства, земельных комитетах и кадастровой службе при мэриях и префектурах;
  • в земельных банках;
  • в агрохолдингах и фирмах по переработке и продаже продукции сельского хозяйства;
  • в лабораториях агрохимсервиса;
  • в агрофирмах - в качестве экспертов-экологов и микробиологов, экспертов качества (сертификации) сельскохозяйственной и пищевой продукции;
  • микробиологами в различных службах экологического контроля почвы, воды и воздуха;
  • специалистами лесного дела в лесных городских парках, в заповедниках и лесных хозяйствах;
  • в НИИ и вузах.

Выпускников факультета всегда отличает глубокая фундаментальная подготовка. 
Для них функционирует отдел по содействию в трудоустройстве, предлагающий вакансии в самых передовых хозяйствах и предприятиях.