Учебно-опытная пасека

Маннапов Альфир Габдуллович, д.б.н., профессор


Заведующий пасекой

127550, г. Москва, ул. Пасечная, д. 3

(499) 976-33-67

Пчеловодство в России в конце ХIХ века носило примитивный характер. К этому времени более 90 % пчелиных семей содержались в неразборных ульях - колодах и дуплянках. Продуктивность пчелиных семей составляла не более 3-4 килограммов, несмотря на богатейшую кормовую базу. В аграрной России ощущался острый недостаток в квалифицированных кадрах. После создания Петровской земледельческой и лесной академии, выдающиеся представители русской сельскохозяйственной науки обратили внимание на организацию научно-педагогической работы по пчеловодству в новом учебном центре страны.

Основоположником этой работы в академии был профессор Чернопятов И.Н. уже через три года после создания академии, в 1968 году он создает пасеку, и в течение 11 лет ведет курс пчеловодства. Таким образом, научно педагогическая работа по пчеловодству в академии ведется более 150 лет.

После И.Н.Чернопятова курс пчеловодства преподавали классики русской зоотехнической науки – такие профессора как Н.П.Чирвинский (1880-1887), П.Н. Кулешов (1887-1894). Наряду с учебно-педагогической работой они испытывали различные отечественные и зарубежные системы ульев, разрабатывали передовые методы содержания и разведения пчел (профессор П.Н. Кулешов), проводили исследования по биологии пчелиной семьи и по многочисленным другим вопросам пчеловодства (академик Н.М. Кулагин), по физиологии и анатомии пчел (профессор А.В.  Леонтович), изучали медоносные растения (профессор В.И.Талиев), исследовали мед, воск, прополис (профессор И.А. Каблуков), вели опыты по опылению сельскохозяйственных культур (профессора В.Н. Веприков, А.Ф.Губин, Г.А. Аветисян и др.).

Таким образом, в ХIХ веке пасека имела большое значение для обучения новейшим системам пчеловождения и начала проведения научно-исследовательских работ.

В 20 веке на учебно-опытной пасеке под руководством  академика ВАСХНИЛ Н.М.Кулагина велись исследования по биологии пчел. Параллельно с экспериментальной школой Кулагина Н.М. возникает другое научное направление – по  изучению теоретических основ и практических мероприятий по использованию медоносных пчел для опыления энтомофильных культур. Начало этой школы было положено питомцем академии известным ученым агрономом И.Н.Клингеным. Его работы имеют актуальность и в настоящее время.

На протяжении всего ХХ в. исследовательские работы по использованию медоносных пчел на опылении сельскохозяйственных культур имеют одно из приоритетных направлений. Достаточно сказать, что ими занимались такие ведущие специалисты, как Губин А.Ф, Веприков П.Н., в настоящее время их работу продолжают Кочетов А.С., Маннапов А.Г.

Отрадно отметить также, что ряд тем по биологии и содержанию пчел, начатые Н.М Кулагиным комплексно продолжаются и в настоящее время. Наиболее актуальными из них являются исследования по оптимизации температурного и газового режима в гнезде пчел, улучшению качества зимовки, развитию семей в зависимости от воздействий окружающей среды, контролируемому спариванию маток. Эту работу вели - Аветисян Г.А., Губин В.А, Черевко Ю.А., и продолжают вести сотрудники кафедры аквакультуры и пчеловодства Маннапов А.Г., Антимирова О.А., Храпова С.Н.

На учебно-опытной пасеке представлены ульи различных классических и современных систем и конструкций.

Учебно-опытная пасека в ХХI веке

Учебно-опытная пасека в настоящее время сохраняет преемственность в деле подготовки высококвалифицированных кадров для АПК. Основой этого является материально техническая база и, прежде всего наличие 50-70 пчелиных семей непосредственно на территории кафедры, а также современный набор инвентаря по уходу за пчелами, прекрасный зимовник на 200 семей пчел; вспомогательные постройки для обеспечения деятельности пасеки, в одной из которых в 2007 г. создана учебная лаборатория по производству вощины, с параметрами основания будущих ячеек сотов, соответствующих природному стандарту. Для обеспечения селекционно-племенной работы создана хорошо оснащенная самым современным оборудованием и технологиями лаборатория инструментального осеменения пчелиных маток. Успешно восстанавливается работа с пчелиными семьями разных пород.

Внедряя результаты научно-исследовательских работ сотрудников кафедры, на учебно-опытной пасеке ежегодно от каждой пчелиной семьи получают по 60 – 85 кг товарного меда, 1,5-2,0 кг цветочной пыльцы, 80 г прополиса, 2,0 кг перги.

Для обеспечения сертификационных работ и проведения лабораторных исследований качества продуктов пчеловодства производимых не только на учебно-опытной пасеке, но и в других регионах, в 2009 году создана учебно-научная испытательная лаборатория анализа качества продуктов пчеловодства.

Все это способствовало выполнению намеченных исследовательских программ на учебно-опытной пасеке в полном объеме. Достаточно сказать, что по основным направлениям, заложенным еще Каблуковым Н.М.и Клингеным И.Н., исследования не прекращалось. При этом исследования по биологии пчелиной семьи и гнездовым постройкам, начатые еще Н.М.Кулагин, вышла на новый уровень исследований с формированием научной школы «Технология производства продуктов пчеловодства по законам природного стандарта». В ней на основе структурно функциональных единиц впервые раскрыты механизмы воздухообмена в изолированных улочках гнезда пчелиных семей.   

В современных условиях углубленная специализация по отрасли пчеловодства требует не только высокого уровня теоретического, но и хорошей практической подготовки студентов бакалавриата и магистратуры. С этой целью 65% лабораторно-практических занятий проводятся на учебно-опытной пасеке и в музее, где имеются все системы ульев и необходимый инвентарь по уходу за пчелиными семьями. Большинство студентов первых курсов как бакалавриата (программа «Технология производства продукции животноводства (по отраслям)), так и магистратуры (программа «Биоресурсы: пчеловодство, аквакультура») на пасеке впервые знакомятся с живыми пчелами, где приобретают навыки не только общения, но и профессиональных умений и навыков работы с ними в течение всего года, формируя компетенции в соответствие с выбранными уровнями образования.

На пасеке содержатся группы пчелиных семей разных отечественных и зарубежных пород (карпатских, среднерусских, серых горных кавказских и др.). На учебно-опытной пасеке имеется зимне-весенняя климатическая камера, вегетационный летний домик, сотохранилище, оранжерея, а также магазин, где можно приобрести все продукты пчеловодства, инвентарь, вощину, пчелиные семьи и пакеты, плодные матки и лекарства для пчел. Общая площадь земельных угодий кафедры с учебно-опытной пасекой и музеем составляет 2,8 га. 

Все преобразования, осуществленные на учебно-опытной пасеке за последние десять лет, позволили создать научную школу «Селекционные программы в пчеловодстве», результаты исследования которой способствовали представить новые (45,47 и 54) линии пчел карпатской породы. Созданные новые линии пчел карпатской породы предназначены для использования их на опылении и повышении урожайности трудноопыляемых сельскохозяйственных культур открытого (красного клевера) и защищенного грунта (огурцы, томаты, баклажаны), репродукции пчеломаток и формирования сверхранних пакетов для  производства товарного меда в субъектах Российской Федерации  с любым типом медосбора. Новые линии пчел имеют лучшие, по сравнению с исходной популяцией, показатели по зимостойкости, темпам роста и развития в весенний период и перед главным медосбором, продуктивно работают на любом типе медосбора. Ранневесеннее развитие и темпы выращивания расплода способствуют производству майского меда и выводу пчелиных маток в ранние сроки. 54 линия пчел карпатской породы аттестована в МСХ РФ как  «Пчелы медоносные Московский тип» Патент на селекционное достижение № 9086 от 17 мая 2017 года [патент].

Таким образом, в ХХI в. на учебно-опытной пасеке РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, в соответствие с инновационной образовательной программой подготовки нового поколения специалистов аграрного профиля, создана уникальная, не имеющая аналогов в России, учебно-научная испытательная Лаборатория анализа продуктов пчеловодства, Лаборатория инструментального осеменения пчелиных маток и мини завод по переработке воска и производству вощины не имеющего аналогов в мире.

Лаборатории учебно-опытной пасеки, кафедры аквакультуры и пчеловодства и музея представляют собой целостный комплекс, оснащенные современным оборудованием и методами ведения научно-исследовательской  работы как со студентами бакалавриата и магистратуры разных факультетов университета, а также с аспирантами и докторантами. Это позволяет готовить специалистов с компетенциями, обеспечивающими лидерство не только в России, но и на мировом уровне, активно участвовать в мировых проектах пчеловодного сообщества. 

В настоящее время на учебно-опытной пасеке проводятся исследования в следующих направлениях:

  • методы и способы чистопородного разведения;
  • изучение биологии цветения и опыления энтомофильных растений в защищенном грунте и на воле;
  • влияние физиологически активных веществ растений содержащихся в пыльце, нектаре и феромона пчелиной матки на процессы жизнедеятельности пчелиных семей;
  • инструментальное осеменение пчелиных маток на основе прогрессивных технологий введения семени;
  • содержание пчелиных семей в ульях из синтетических материалов;
  • гнездовые постройки при использовании вощины из различных материалов с параметрами оснований ячеек сотов соответствующих природному стандарту;
  • качество медов различных географических зон;
  • селекционное улучшение пород пчел;
  • прогрессивные способы борьбы и профилактики особо опасных болезней пчел.

На базе учебно-опытной пасеки всегда проходят технические экскурсии с мастер-классами и проводятся конкурсы на звание «Лучший пчеловод» г. Москвы и Московской области, «Лучший пчеловод России». Особое внимание уделяется вопросам матководства.

Начало данным мероприятиям было положено в 1971 году, участниками ХХIII Международного конгресса по пчеловодству.

Результаты научных исследований, полученные на учебно-опытной пасеке студенты, аспиранты, докторанты и сотрудники докладывают на международных научно-практических конференциях, съездах, конгрессах по пчеловодству. Так на состоявшемся в г. Москве 9-13 сентября 2018 г. конгрессе Апиславии доклады сотрудников нашего университета вызвали большой научно-практический интерес. Особенно были интересными следующие  доклады:  «Восковые постройки пчелиной семьи и их соответствие природному стандарту»;  «Аминокислотный состав в организме пчелиных особей при создании изолированных улочек в гнезде»; «Биохимический потенциал организма рабочих при выращивании на сотах, отстроенных из вощины нового поколения»;  «Биологические, технологические особенности инструментального осеменения пчелиных маток»; «Породный тип пчел «Московский» карпатской породы»; «Биологические, технологические  особенности в производстве плодных пчеломаток»; «Биологические, технологические аспекты производства прополиса»; «Восстановление иммунитета и микробиоценоза кишечника биологически активными продуктами пчеловодства».  Участники конгресса посетили не только учебно-опытную пасеку, но знакомились в лабораториях с организацией научной работы студентов, аспирантов и докторантов кафедры аквакультуры и пчеловодства.

В августе-сентябре 2021 года в России будет проходить Всемирный конгресс по пчеловодству – «Апимондия». Все пчеловоды Мира приедут в Россию. Кафедра аквакультуры и пчеловодства будет участвовать во всех мероприятиях, проводимых в рамках конгресса «Апимондии» (экскурсии на учебно-опытную пасеку, в музей пчеловодства и на кафедру, учебная и научно-исследовательская работа, новые типы карпатских пчел созданных на учебно-опытной пасеке и.т.д). Стало традицией проводить экскурсии по учебно-опытной пасеке и его лабораториям на День открытых дверей и День знаний для абитуриентов и студентов факультета зоотехнии и биологии, агрономии и биотехнологии, садоводства и ландшафтной архитектуры, технологического факультетов университета.  Постоянно посещают пасеку и музей школьники. Для участников данных мероприятий, в современно оснащенных лабораториях учебно-опытной пасеки и кафедры аквакультуры и пчеловодства проводятся мастер-классы.

Как бы то ни было, все это продолжение работ, заложенных нашими выдающими учеными-предшественниками.