ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР, ПЕДАГОГ
(светлой памяти профессора. Александра Ивановича Голованова)
14 января, в 7 часов утра, в возрасте 82 лет, ушел в Мир иной выдающийся человек – Ученый, организатор, педагог.
Александр Иванович, большую часть жизни проработал в институте Мелиорации, водного хозяйства и строительства (названия у института были разные, но место работы одно).
Он достойно продолжил направление, которое создали Костяков А.Н. и Аверьянов С.Ф. – количественное описание природных процессов и разработка, на этой основе, методов управления.
Задолго до появления этого направления в других странах, методы количественного описания природы развивались в нашей стране и Александр Иванович, будучи учеником академика Сергея Федоровича Аверьянова, достойно продолжил это дело.
Он одним из первых, в мелиорации, применил методы численного моделирования к процессам передвижения влаги в пористой среде при неполном насыщении. Однако в этом не было бы великой заслуги, если бы он ограничился только этим.
Он построил вычислительную систему позволяющую моделировать не только водный, но и пищевой режим, поведение тяжелых металлов и нефтепродуктов в почве, что важно для прогноза загрязнения, а также включил в систему определенные модели продуктивности, что позволило оценить экономичность тех или иных методов управления. Примечательно то, что прогнозирующая систему была доведена до «инженерного уровня», т.е. ее могли пользоваться и инженеры и студенты.
Не многим ученым удается ввести свои достижения в учебный процесс, но ему удалось это сделать. Он впервые, после А.Н. Костякова, с группой ученых, создал серию фундаментальных учебников (1), которые были настолько востребованы, что уже сейчас выдержали два издания. В этих учебниках предварялось будущее мелиорации, в виде количественной, точной комплексной мелиорации.
Широкий научный кругозор и блестящие организаторские способности, позволили профессору Голованову А.Н. сделать широчайшее обобщение и, предложить новое научное направление – Природообустройство, в которое мелиорация вошла основной частью.
Сейчас по этому направлению обучаются студенты во многих ВУЗах нашей страны. В этом смысле мелиорация расширилась от сельскохозяйственной, до природной.
Обладая необыкновенной трудоспособностью и замечательными организаторскими способностями, Александр Иванович возглавил авторский коллектив по созданию первого в мире учебника по Природообустройству (2).
Такой подход позволил использовать разработанные количественные методы не только на сельскохозяйственных землях, но и более широко, для прогноза процессов при преобразовании ландшафтов. И здесь, передовые научные изыскания перетекли в учебник по ландшафтоведению, в котором были заложены основы количественного ландшафтоведения. (3).
И во всех учебниках профессор Голованов А.И. придерживался принципа, который провозгласил Ричарда Хэмминг: «Учитель должен готовить ученика к будущему ученика, а не к прошлому учителя».
Думается, что те научные результаты, которые были получены Александром Ивановичем (4) позволят перейти мелиорации на новый качественный уровень. В последний год он все больше и больше интересовался Точной мелиорацией. Была написана заметка в журнал Природообустройство, где сформулированы некоторые черты этого направления. Продолжалась работа над монографией по некоторым аспектам точного мелиоративного регулирования.
Все это, неоценимый вклад в развитие науки и образования, который и будет служить памятником ему на многие годы.
Краткая справка
Александр Иванович Голованов выдающийся учёный, Заслуженный деятель науки РФ, ректор Московского гидромелиоративного института (1979-1990), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой мелиоративного почвоведения и земледелия (1976-1989), заведующий кафедрой мелиорации и рекультивации земель (1989-2012).
Александр Иванович Голованов видный организатор отечественной мелиоративной науки и образования, основоположник научного и образовательного направления «Природообустройство»; автор фундаментальных учебников по мелиоративному почвоведению, мелиоративному земледелию, военной экологии, ландшафтоведению, природообустройству, мелиорации, рекультивации земель; создатель научной школы и руководитель более 30 кандидатов и 10 докторов наук.
Заслуги А.И. Голованова были отмечены государственными наградами.
В.В. Шабанов