Кафедра педагогики и психологии профессионального образования организована в 1934 году под руководством И.А. Каирова как базовая выпускающая кафедра педагогического отделения Тимирязевской академии.
В настоящее время кафедра педагогики и психологии профессионального образования РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева ведет подготовку педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования по программе бакалавриата по профилям: "Экономика и управление", "Информационные технологии в образовании", по программе магистратуры - "Информатизация профессионального образования".
С 1978 года на кафедре открыта аспирантура и ведется систематическая подготовка научно-педагогических кадров.
Становление научной школы кафедры проходило под руководством доктора педагогических наук, профессора В.С. Леднева, ставшего впоследствии академиком Академии педагогических наук, директором Института содержания образования Российской академии образования, академиком-секретарем отделения профессионального образования РАО (заведовал кафедрой 1977-1988гг.). С 1988 года по настоящее время кафедрой заведует П.Ф. Кубрушко (доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО).
Становление и развитие научной школы кафедры проходило вместе с развитием в нашей стране системы профессионально-педагогического образования (ППО), обеспечивающей растущие потребности сельскохозяйственного образования в квалифицированных педагогах. Для успешного решения возникающих практических проблем необходимы были системные педагогические исследования, разработка теории и методологии сельскохозяйственного профессионально-педагогического образования.
Результаты исследований нашли отражение в десятках кандидатских и докторских диссертаций, реализованы в практической деятельности системы ППО, в научном сопровождении ее развития в соответствии с новыми запросами отрасли.
Из истории становления кафедры с 1971 года по настоящее время
На базе кафедры создан Научно-методический совет (НМС) Министерства сельского хозяйства (1982 г.), на который возложены задачи координации развития ППО отрасли. В состав совета вошли заведующие кафедрами педагогики и психологии и деканы педагогических факультетов сельскохозяйственных вузов (на момент распада в СССР 11 сельскохозяйственных вузов вели подготовку педагогов для сельскохозяйственных учебных заведений).
В 1987г. было организовано Учебно-методическое объединение вузов по ППО и НМС стал его структурным подразделением, представляющим интересы отрасли на общегосударственном уровне.
Выпускаемый на кафедре научный педагогический журнал «Теория и методика профессионального образования» включен в Перечень рекомендуемых ВАК изданий для публикации результатов научных исследований по кандидатским и докторским диссертациям.
С 1998 года работает Диссертационный совет по педагогическим наукам. Диссертационный совет по педагогическим наукам на базе кафедры педагогики и психологии профессионального образования и педагогической научной школы в сельскохозяйственном вузе – по существу уникальное явление в системе сельскохозяйственного образования и форма организации педагогических исследований в интересах совершенствования подготовки кадров для конкретной (в данном случае сельскохозяйственной) отрасли.
За последние 10 лет (с 2009 г. по н. вр.) аспирантами и соискателями кафедры (в рамках научной школы) защищены 15 кандидатских диссертаций.
За последние 15 лет преподавателями кафедры защищены
5 докторских диссертаций.
С 1998 года при кафедре открыт Международный Центр повышения квалификации IGIP. ЦПК IGIP – единственный в системе МСХ Центр, осуществляющий повышение педагогической квалификации преподавателей сельскохозяйтсвенных вузов по программам международного стандарта IGIP с правом выдачи удостоверения международного образца и представления его обладателя в международный комитет для присвоения звания «Европейский преподаватель инженерного вуза». Международный стандарт минимально необходимой педагогической подготовки преподавателя вуза признается всеми странами участниками IGIP (всего около 70 стран). Обладатель диплома «Европейского преподаватель …» заносится в специальный справочный реестр, который свидетельствует о высоком уровне подготовки и является своеобразной визитной карточкой педагога на международном уровне.
Накопленный научный потенциал позволяет коллективу кафедры вести прикладные хоздоговорные научно-исследовательские работы и проекты.